ЖЖ kurmanka

ужасно интересно всё то, что неизвестно


счастья нет
kurmanka
1 апреля, но настроение не шуточное.
Иногда кажется, что я держу своё дыхание. Устал держать. Сейчас я буду говорить много того, о чём думал.

На меня давит — буквально на все части тела — необходимость быть разумным. Я устал. Мне не хватает храбрости и безумства, игры и безумства; я задыхаюсь.

Голова тяжёлая. Мир сошёл с ума. Или подсел на него — на ум — без всякой меры. Причём это давно. Не стоит обманывать себя, что это такое время и искать виноватых.
Ладно бы только мир сошёл с ума, но он и меня подсадил. Все носятся вокруг с нахмуренными лбами и выпученными глазами, уставившись в телефон или другое электронное устройство, или засунув в уши наушники. Зарабатывают, строят, покупают, вертятся. И я тоже.
А когда станешь говорить по душам, оказывается — все устали, никто не понимает, зачем всё это.
Мы катастрофически упорны в своём безумии — продолжаем покупать и потреблять, не находя ни на минуту покоя и удовлетворения (если только не под кайфом). Не признаваясь себе, что счастья это нам не приносит. Катастрофически глухи мы в вопросе собственного счастья, в вопросе "чего хочется?" Не случайно, в моей психологической работе это один из главных вопросов.

Чего хочется?

Очень легко обнаружить поверхностные ответы: хочется сладенького, интересненького, красивенького (особенно — блестящего), дорогого; посмотреть киношку, выпить пива, новый телефон, машину, квартиру, отпуск. Но если вы не первый день живёте, то наверняка вы уже замечали: это ложные ответы. Это не помогает. Привычные ответы чаще всего обманчивы. Хотя мы пробовали сотни раз, и сотни раз подозревали подвох. Но продолжаем.
Чего на самом деле хочется?

Завидую и уважаю тех, кто обнаруживает: хочется петь, хочется танцевать, хочется рисовать. Это другой уровень. Но и они не защищены от соблазнов. Потому что соблазны не спят — они круглосуточны, ярки и кричащи, доступны, как никогда. За ними — большой бизнес. За нами — никого.

Нынешний кризис не столько в том, что трудно заработать. Это лишь внешняя сторона. Истинный кризис в том, что не понятно: зачем? Почти всё, что мы делаем, мы делаем в попытке сбежать или от своего страха, от разновидности его — стыда, или от скуки. Как шарик от напружиненных стенок в игровом аппарате (pinball): отскакиваем от стыда к скуке, от скуке к стыду.

Каждый раз, когда без дела мы заглядываем в телефон, когда теребим его в руках, когда открываем любимую социальную сеть (pick your poison — каждый сам выбирает себе яд; я выбираю facebook и youtube)... Тут могло бы быть переживание скуки. Когда в суете бежим на работу или в аврале не знаем, за что хвататься — тут могло бы быть переживание грусти и стыда. Но мы бежим.

И иногда заносит нас в гордость: после очередного достижения, очередной покорённой вершины (женщины, проекта, покупки, ...). И чем сильнее избегаемый, фоновый стыд, тем острее проявляется наружу гордость, и тем быстрее наши внутренние фантомные "голоса" обесценят достижение, и тем больнее опять падать в стыд. Потому что он никуда не уходил, он лишь на время был скрыт от нас достигаемой целью и гордостью.

И мы включаем громко музыку или гоняем на повышенных скоростях в городских условиях, чтобы почувствовать своё тело живым, хоть на секунды. Потому что всё остальное время мы или в мыслях, или в чьих-то чужих историях...

Так что остаётся?

Признать, что истинные потребности — если вы не нищенствуете прямо сейчас — они скорее всего про людей и отношения с ними, а не про айфон и новое платье. Например, побыть в присутствии кого-то, кто не хочет тебя исправить, улучшить, усовершенствовать. Не важно, кто это будет: психотерапевт, друг или случайный знакомый. Просто, чтобы кто-то не торопил и не оценивал, но был внимателен.

Или, может быть, быть принятым в своём кругу. Или получить наконец уважение со стороны своих близких. Услышать в свой адрес доброе слово: "спасибо", "рад тебя видеть", "ты мне важен", "хорошо, что ты есть"...

Признать, что бывает стыдно, бывает страшно, бывает грустно. Бывает зло, бывает противно. Признать, что получается не всё, что хочется, и почти всегда не так, как хочется. Побыть с тем, что есть и с собой таким, какой (какая) есть. ПОЗВОЛИТЬ себе быть. Позволить себе дышать. Без спешки. Без исправления. Без оценивания. И позволить всем своим чувствам быть.

Звучит просто, да? А на практике?

И тогда, возможно, мы обнаружим, что соблазны потребления уже не так могущественны. Что уже наелся. Что хочется родить что-то своё, хочется творить. Пусть небольшое, пусть неказистое, но своё. Выпустить из себя. Позволить своему творчеству случиться. Позволить себе сказать своё, спеть, станцевать. И что здесь без заботы о себе трудно обойтись.

Вот тогда станут возможны радость и удовлетворение. Не счастье. Счастье слишком призрачно, "незнамо где и когда". А удовлетворение ощущается явственно прямо в теле. Сейчас. Если позволить.

1-2 апреля 2016
Автор: Иван Курманов

P.S. этот пост в facebook: https://www.facebook.com/ivan.kurmanov/posts/10154098624313829

метафора для интеграции опыта
kurmanka
Неожиданно обнаружил роль метафор в здоровом психологическом процессе (цикле опыта).

В одном случае неожиданно, но удачно найденная метафора того, что происходит в моей жизни помогла отбросить уже неуместное убеждение (интроект) и стала внутренней опорой для меня, источником поддержки для моей разно-направленной (казалось бы) деятельности и интересов.

Это метафора многоголового дракона, змея-горыныча, где каждая голова отвечает за какое-то своё направление моей жизни / деятельности. Например, есть голова программистко-инженерная. Есть голова психологическая. Есть голова менеджерская. Есть ещё несколько, разной степени зрелости. Важно, что все они хороши и имеют право на жизнь. В этой метафоре, чем больше их — тем лучше. Ну и, чем лучше головы могут взаимодействовать, помогать друг другу, тем целостней и удовлетворительней моя жизнь.

Эта метафора освободила меня от оков идеи, гласившей, что “рано или поздно придётся выбирать. нельзя быть толковым программистом и толковым психологом одновременно.”

В другом случае, родившаяся метафора помогает мне присваивать себе собственные достижения и, видеть собственный рост в професии и продолжать усилия для этого роста. Это метафора лягушки в кувшине с молоком. То ли это из басни, то ли из притчи. Смысл в том, что оказавшись в новом кувшине (=сфере деятельности), если не хочешь утонуть, надо много молоть лапами (=пробовать, тренироваться) и нащупывать плотности (=то, что получается делать, или хотя бы начинает получаться). Моя голова-психолог (см. предыдущую метафору) сейчас уже в стадии, когда большую часть времени под ногами уже не молоко, а сгусток масла, плавающий в сметане. И уже достаточно чувствительности, чтобы замечать, как я то теряю этот сгусток, то вновь нахожу.

С точки зрения гештальтисткой Теории Self, описанное выше — примеры personality процесса. Но, если говорить точнее, то это примеры усвоения (интеграции) некоторого опыта, включавшего в себя и id, и ego процессы, в personality. Без участия personality такая интеграция была бы не полной. Без участия id и ego, это не был бы полноценный опыт, не чего было бы усваивать.

гештальт-медитация
kurmanka
Несколько недель назад в Минске прошла конференции белорусского гештальт-сообщества (или одной из его частей). Я там совместно с коллегой представил воркшоп на тему “Гештальт-медитация”. Вот тут можно почитать моё ‘теоретическое эссе’ на эту тему, написанное к конференции: https://docs.google.com/document/d/1tn5jP61gzBUVSNu7447wjQ67IS50XVpaW8ktc8RWMII/edit?usp=sharing

Мастерская была сыровата; материала, которым хотелось поделиться, было много, но в систему он не сложился. Эксперименты были сыроваты тоже.

Над темой я продолжаю думать и присматриваться к ней.

И знаете какое главное направление имеют мои мысли в последнее время? (Мысль не новая, она звучала и на воркшопе.) Самое главное, что медитация, даже в гештальт-формулировках, — очень, очень легко может быть использована для прерывания контакта с миром. Она может быть проявлением дефлексии — попыткой отвлечься от того, что действительно важно. Она может быть ретрофлексией — попыткой сдержать какой-то порыв / потребность, обращённую в мир. Она может быть эготизмом — навязчивыми попытками удержать контроль, неспособностью отпустить свои переживания и свои действия на свободу. Возможно есть и другие варианты.

А настоящая гештальт-медитация — это контакт. Если после медитации у вас нет чувства удовлетворения, нету некоторого оживления или успокоения, то скорее всего контакт не состоялся. И это и не плохо, и не хорошо. Потому что, возможно, ваша потребность была не в том. Вот когда вы понимаете/чувствуете свою потребность, и вы включаетесь в действие на удовлетворение потребности, и собраны и сфокусированы на этом действии, то вам и медитация-то не особо нужна.

Но медитация “свободного осознавания” прекрасно подходит для пре-контакта и пост-контакта: для нащупывания своей потребности и для переваривания уже случившегося. Лишь бы люди не заменяли ею сам контакт, обманывая себя.

Вот такой вот итог на сегодня.

Если кому интересно, вот группа в facebook, которую я создал на эту тему: https://www.facebook.com/groups/550616645087300 Можете добавиться, и следить за новостями, если интересно.

про ясность
kurmanka
Ясность — иногда люди хотят и ищут её. Но не всегда там, где её можно найти.

Ясность, как качество переживания, требует опоры на реальность. Точнее, ясность только тогда и возникает, когда происходит встреча с реальностью.

Когда человек говорит, что у него “нет ясности” или ему “не хватает ясности” — это значит, что ему трудно отложить в сторону фантазии (в том числе воспоминания, рассуждения, оценки — всякое содержимое ума) и увидеть реальность, его действительно окружающую. Либо не окружающую, а внутреннюю.

Именно контактом с реальностью — внутренней и внешней — занимается гештальт-терапия.

Мысли, фантазии, воспоминания, рассуждения, оценки и прочее содержимое ума — всё это “тоже является частью вселенной”. Но они обладают принципиально другим онтологическим статусом. Реальность автобуса, едущего по дороге, сильно отличается от реальности моих фантазий о моей кровожадной мести водителю этого автобуса, например, если он меня не пропустил на пешеходном переходе. Реальность автобуса и моего относительно хрупкого тела — первична, она прямо доступна непосредственному восприятию, её можно потрогать, ощутить.

А реальность мыслей, фантазий, воспоминаний — вторична.

Теряя опору на реальность мы теряем и ясность. Когда вторичное затмевает первичное, мы теряем контакт с миром и с собой.

Экхарт Толле (Eckhart Tolle, https://www.eckharttolle.com/)  предлагает распределять внимание — часть внимания оставлять в своём теле. То есть, направлять его на свои ощущения: замечать свои ощущения, замечать жизнь своего тела. В моём обучении психолога иногда звучало (и звучит): заземляться. Я полагаю, что это про одно и то же.

Однако, важно: это не значит игнорировать свои мысли, фантазии и  прочие процессы ума. Вот такая хитрость: и ощущения замечать, переживать, и мысли думать, фантазии фантазировать — всё, что там в уме происходит. Если хочешь ясности, то тебе туда. Различать то, что действительно есть, и то, что может быть.

Human the movie
kurmanka
О том, что вдохновляет и трогает.

Human the movie, документальный фильм, впечатляет, вдохновляет и трогает за душу очень глубоко. Фильм длинный, медленный и красивый. Если вам не понравится, не заинтересует, то скорее всего мне с вами не по пути.

Ссылки:

Human фильм (субтитры по-русски)
Human the movie (in English)

три разные темы
kurmanka

1.

В последнее время всё чаще замечаю в себе грубость и тупость. Очень тупую грубость и примитивную такую тупость. Хочется посылать всё и всех не изысканным трёхэтажным, а самым простым и примитивным матом. Хочется нажраться и пердеть. Хочется насрать на любые условности, отношения, уважения, на всё. Похоже, что эта часть "мужской природы" сейчас для меня вышла на первый план потому, что я долго отвергал её, избегал с этим встречаться в себе. Мне было противно с этим встречаться. С некоторыми другими мужскими свойствами и чертами я встретился раньше. А сейчас именно эта часть оживает во мне, и я испытываю к ней очень нежные чувства. Это очень живая моя часть, и я люблю её.


2.

В интернете масса развлечений и развлекательного контента. БОльшая часть YouTube этим заполнена, бОльшая часть интернета, я полагаю, навскидку. Но я полагаю и уверен, что видео в интернете может не только развлекать. Оно может также и помогать людям встретиться с собой, со своей жизнью, помогать лучше ощущать вкус собственной текущей жизни.


Я уверен в этом потому, что у меня есть такой опыт.


3.

Боже, какое же это счастье! Пройдя тот путь, который я прошёл, просто замечать и принимать то, что со мной происходит. Замечать свои мысли, чувствовать свои чувства, и понимать, что, вот, есть непростая ситуация, и я могу тут скукситься и сгорбиться, и засунуть себя в коробочку, в три погибели согнув, стянув себя невидимыми ремнями и есть такой соблазн. И раньше это было неизбежно. А теперь — необязательно! :)) Я свободен. Я живу свою жизнь, а не кто-то невидимый меня мотает туды-сюды.

Я очень признателен всем, кто помогал мне на этом пути или просто был рядом, и я очень горд.


в моём опыте (видео)
kurmanka

зачем затеял видео?
kurmanka
Среди прочего, собираюсь снимать свою семью, своих родственников, пока они живы. Про мою первую серьёзную попытку снять интервью рассказываю тут:


мои видео
kurmanka
я тут стал снимать видео. уже несколько можно посмотреть. многие уже видели в facebook, но для порядка и сюда пощу:

1.


2. результат хорошей психотерапии

итоги 2014
kurmanka
Насыщенный был год, скучать было некогда.

Семья и я переехали в новую квартиру, чуть свободней, чем предыдущая.

Дети подросли. Старший (7 лет) пошёл во второй класс и обрёл таки собственный сотовый телефон. Стал сильно более самостоятельным: сам просыпается по утрам (если просыпается от будильника в телефоне), сам завтракает, сам собирается в школу. Чем несказанно радует меня и, одновременно, озадачивает. Младший около своих 2 лет заговорил. Я даже думал в какой-то момент составить словарик его первых слов, но пропустил момент, а потом процесс уже пошёл лавинообразно и это стало нереально.

* * *

Год был важным для моего становления во “второй профессии”, как психолога. Я завершил базовый курс обучения, сдал сертификационную сессию. Остаются ещё невыполненные требования, чтобы получить корочку, но главное уже есть.

В процессе я подразобрался с гештальт-терапией, что это такое: http://kurmanka.livejournal.com/104981.html и с основными областями знания гештальт-терапевта тоже. По основным областям знания есть пост http://kurmanka.livejournal.com/104179.html, но я позже дополнил этот список ещё двумя областями: психологией и философией. Наиболее полная и развёрнутая версия осталась в “гештальт-вики”, которую я начал на бесплатном сервере wikispaces, но халява внезапно кончилась: они стали требовать денег за такие сайты. “Гештальт-вики” (см. http://kurmanka.livejournal.com/104956.html), которая сама по себе оказалась весьма интересным проектом, и не только для меня самого, теперь ожидает, пока у меня дойдут руки её восстановить на собственном сервере. (Уже скорее на базе mediawiki софта.)

Между прочим, про гештальт и терапию, см. google-тренды. Самое примечательное здесь для меня, что Беларусь лидирует среди русскоязычных стран по интересу к гештальту и психотерапии в целом.

* * *

Год неожиданно оказался годом восточных настольных интеллектуальных игр: го и японских шахмат.

Игру го я впервые попробовал в самом конце 2014, через месяц уже бредил ею, а ещё через пол-года ощутимо остыл: стало ясно, что наскоком и природными способностями в этом деле далеко не прыгнешь; по крайней мере с моими способностями и моим наскоком. (На IGS-Pandanet я имею 17 кю.)

Японскими шахматами, они же — “сёги”, занимается мой старший сын. И для меня это пока остаётся слишком сложной игрой. Но я подсел на детский вариант, имеющий название добуцу сёги — “сёги с животными”. (Английское название: “Let’s Catch the Lion”.) Я бы не подсел бы, если бы не соответствующая игра на iPad: dobutsu shogi wars, в которой я тренировался примерно 5 раз в неделю большую половину года. В итоге, в начале этого января на семейном турнире в местном сёги-клубе мы заняли с сыном 4 место из 18 команд: http://shogi.by/tournaments/104/ .

* * *

У меня состоялся первый существенный опыт самостоятельного IT-консультирования белорусского заказчика. Основной запрос был на сбор и формулирование требований к проекту. Опыт был непростой для меня, но весьма ценный. В том числе он помог мне материалом для разбирательства с книгой по системно-инженерному мышлению (http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking), которую я читал и вычитывал с лета и до середины осени.

* * *

Финалом года стало завершение 5-летней личной терапии. Это важное завершение, но я уже говорил о нём и сейчас нечего добавить.

И, увы, в самом конце года — неприятный спад здоровья: снова желудком болею. Лечусь до сих пор.

?

Log in