?

Log in

No account? Create an account

ЖЖ kurmanka

ужасно интересно всё то, что неизвестно


Previous Entry Share Next Entry
суть гештальт-терапии как метода психологической работы
kurmanka
Пара слов о том, как я сейчас понимаю суть гештальт-подхода как метода (техники) психологической работы. (Кроме техники есть ещё и другие терапевтические факторы — терапевтические отношения и сеттинг, но сегодня не об этом.)

Гештальт-терапия — это терапия незавершённых ситуаций, незавершённых дел и незавершённых отношений. Это терапия завершения незавершённого.

Само слово “гештальт” с некоторой оговоркой означает “ситуация”. Оговорка заключается в том, что слово “ситуация” обозначает положение людей или вещей в конкретной точке времени и пространства, в то время как гештальт — это процесс, разворачивающийся во времени. То есть, гештальт — это ситуация в развитии.

Восприятие и удовлетворение потребности человека происходит гештальтами.

Ключевая модель гештальт-терапии — цикл контакта (она же — цикл опыта). Цикл контакта — это модель, описывающая процесс возникновения и разрушения гештальта, развития значимой ситуации.

В каждом цикле внимание человека постепенно проходит через этапы:

1. блуждающего, несфокусированного восприятия всего, что есть внутри и вокруг (восприятие фона);

2. фокусирования на чём-то одном: одна потребность становится ведущей. Человек (часто — неосознанно) ищет и находит какой-то способ её удовлетворить.

3. внимание фокусируется на том, что во внешнем мире может удовлетворить потребность: на объекте или человеке (то, на чём фокусируется внимание называется фигурой); происходит контакт;

4. постепенно, по мере удовлетворения потребности, внимание расфокусируется, переходит с внешнего объекта на самого человека; происходит переваривание опыта,

5. внимание возвращается к восприятию фона, выбору другой фигуры и так далее к новому циклу.

Но это описание успешного цикла контакта.

А если цикл контакта прерван (любым из способов, самим человеком или внешним вмешательством), ситуация остаётся незавершённой, а потребность — неудовлетворённой.

Несколько наивным примером прерванного цикла контакта может быть такой. Я приехал к кому-то в гости, захотел кушать, меня пригласили за стол, я начал кушать и внезапно за моей спиной со страшным грохотом упал шкаф. Это прервало мой гештальт, и прервало удовлетворение потребности. С тех пор, каждый раз, садясь за стол в гостях я буду нервничать, озираться по сторонам, проверять, надёжно ли стоит мебель, и даже после этого буду чувствовать себя неуютно. А через некоторое время я буду отказываться от еды в гостях, чтобы не переживать заново этот дискомфорт. А дома, например, где ситуация другая и вовсе не напоминает мне о произошедшем случае, ничего такого со мной происходить не будет.

Так человек продолжает нести ситуацию с собой по жизни до тех пор, пока ему не удаётся её полностью завершить. В нашем примере для завершения надо заново прожить все сдержанные чувства из исходной ситуации c упавшим шкафом (как минимум: испуг и злость), найти способ выразить их словами или действиями, и, например, оценить риск повторения такой ситуации в будущем, обдумать свои возможные действия в этом случае.

Незавершённые ситуации могут накапливаться и переживаться человеком как психологический груз, тяжесть, напряжение, "противоречивые чувства", “проблемы”. Но это лишь одна из причин, почему люди приходят в терапию.

Вторая причина в том, что человек имеющий “багаж” незавершённых ситуаций из прошлого испытывает трудности ориентирования в своём настоящем. Потому что иногда незавершённые ситуации из прошлого накладываются на восприятие настоящего и искажают его. Человек, например, вместо выбранного партнёра по семейной жизни: мужа или жены, видит (слышит) свою маму, или брата, сестру или ещё кого-то из своего прошлого, и ей (ему, им) отвечает, а не своему реальному партнёру. И тогда уже сегодняшние потребности могут оказаться неудовлетворёнными из-за старых ситуаций.

Именно так и происходит накопление незавершённых гештальтов.

В процессе работы гештальт-терапевт вместе с клиентом исследует незавершённые дела клиента и помогает ему их завершить, по одному за раз. Для завершения ситуации из прошлого обычно нужно её воспроизвести, оживить в сознании. Для этого НЕ НУЖНО полностью воссоздавать всю ситуацию во всех её подробностях. Достаточно символически воспроизвести какой-то ключевой аспект — ту фигуру, восприятие которой было прервано в прошлом клиента. Таким образом, эксперимент, предлагаемый терапевтом в сессии, должен символически воспроизводить незавершённую ситуацию из прошлого клиента. (Слово эксперимент здесь трактуем очень широко; например, экспериментом является представление некой ситуации в воображении клиента.)

Чтобы быть успешным, эксперимент должен быть открытым. То есть, в эксперименте терапевт не просто повторяет некоторую (часто — травмирующую или стрессовую) ситуацию из прошлого, а мягко приглашает клиента завершить эту ситуацию, или хотя бы попробовать завершить.

Далее, если в эксперименте клиент реагирует привычным для себя образом — срывает удовлетворение своей потребности, то он это делает сам того не замечая. Задача терапевта в этом случае — замедлить клиента, попросить максимально подробно описать, что с ним происходит, обратить его внимание на то, где и как он “проскальзывает”. В этом месте для продвижения осознавания приходится фрустрировать привычный механизм реагирования клиента и его естественное желание “не погружаться в неприятное и непонятное”.

В результате хорошего эксперимента клиент либо завершает незавершённое (получает новый опыт и ассимилирует его), либо обнаруживает, как именно он сам удерживает себя от завершения. В этом случае происходит расширение осознавания клиента и он, постепенно, обнаруживает себя ответственным за это удержание. Тем самым, шаг за шагом, клиент получает возможность завершить незавершённое старое, и, соответственно — начинать новое. То есть, возвращает и/или обретает свободу.

Когда незавершённых ситуаций у клиента накопилось много, они иногда проявляются “пачками”. В этом случае начинающему терапевту бывает не просто выяснить, какой из гештальтов сильнее всего стремится к завершению здесь и сейчас. Искусный (опытный) терапевт может быстро и точно увидеть потребность и фигуру — суть именно той ситуации, что здесь и сейчас клиент пытается завершить, и предложить подходящий эксперимент. Это важная часть мастерства терапевта.


Коллеги, буду благодарен за поправки, уточнения и прочую обратную связь.

* * *

Я вместе с Юлей Мартынюк с осени 2014 года открываю регулярную терапевтическую группу в Минске. Приглашаю тех, кто стремится к свободе и ценит близость. Тел. +375 (29) 634-29-85